Долгосрочный прогноз циклических ЧС, обусловленных природными пожарами на 2018 год

  1. Общая характеристика лесов на территории Московской области

 

Московская область расположена в центре Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Волги, между 54° и 57° северной широты и между 35° и 40° восточной долготы. Граничит на северо-западе и на севере с Тверской областью, на севере — с Ярославской, на северо-востоке и на востоке — с Владимирской, на юго- востоке — с Рязанской, на юге — с Тульской, на юго-западе — с Калужской, на западе — со Смоленской областями. Административный центр области — город Москва, общая площадь — 44379 км2.

Рельеф Московской области преимущественно равнинный; западную часть занимают холмистые возвышенности (высоты больше 160 м), восточную — обширные низменности.

На территории Московской области преобладают малоплодородные и требующие внесения удобрений дерново-подзолистые почвы (на возвышенностях — суглинистые, средней и сильной степени оподзоленности), в пределах низменностей — дерново-подзолистые, болотные, супесчаные и песчаные.

Климат Московской области умерено континентальный, сезонность чётко выражена; лето теплое, зима умеренно холодная; континентальность возрастает с северо-запада на юго-восток. Период со среднесуточной температурой ниже 0°С длится 120-135 дней, начинаясь в середине ноября и заканчиваюсь в конце марта.

Среднегодовая температура на территории области колеблется от 2,7° до 3,8°С. Самый холодный месяц — январь. Средняя температура на западе области -10°С, на востоке -11°С. С приходом арктического воздуха наступают сильные морозы (ниже -20°С), которые длятся до 40 дней в течение зимы. В отдельные годы морозы достигали — 45°С (самый низкий абсолютный минимум температур был отмечен в Наро-Фоминске -54°С).

Московская область находится в пределах хвойно-широколиственной и лесостепной зон. На севере области (на территории Верхневолжской низменности), а также в её западной части (на территории Можайского, Лотошинского и Шаховского районов) наиболее распространены хвойные леса, преимущественно ельники. Леса Мещёры состоят по преимуществу из сосновых массивов; в заболоченных низинах встречаются отдельные ольховые леса. Центральная и восточная части области принадлежат району хвойно-широколиственных лесов. Здесь основные древесные породы — ель, сосна, берёза, осина. Среди подлеска господствует лещина (лесной орех). Для этой зоны характерны травы как хвойных, так и широколиственных лесов. Москворецко-Окская возвышенность является переходной зоной, для неё характерны и крупные массивы ели, как, например, в верховьях реки Лопасни. В долине Оки — сосновые боры степного типа. Крайний юг области (Зарайский, Каширский и Серебряно-Прудский районы) находится в лесостепной зоне. Все участки степи распаханы, они почти не сохранились даже фрагментарно. В пределах лесостепной зоны изредка встречаются липовые и дубовые рощи.

В целом лесорастительные условия на территории Московской области довольно разнообразны. Они весьма благоприятны для произрастания и развития продуктивных хвойных пород, а также ценных березняков.

Общая часть лесов Московской области, по данным государственного лесного реестра, составляет 2178 тыс. га или 47,4% от общей земельной площади области, из них:

— леса, расположенные на землях лесного фонда площадью 1775,5 тыс. га или 92,3% общей площади лесов области;

— леса на землях обороны и безопасности — 129,1 тыс. га или 6,1% от площади всех лесов области;

— леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий — 134,5 тыс. га или 0,6% от площади всех лесов области;

— леса на землях населенных пунктов — 20,2 тыс. га или 0,1% от площади всех лесов области;

— леса на землях иных категорий — 0,5 тыс. га или 0,02% от площади всех лесов области.

В соответствии с приказом Рослесхоза от 12 января 2009 г. № I, в целях формирования на землях лесного фонда в Московской области территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, образуется 19 лесничеств.

Лесничества разделены на участковые лесничества. Общее количество участковых лесничеств в составе Комитета лесного хозяйства Московской области и — 279, в т.ч. 30 из них — бывшие лесопарки.

Все леса Московской области отнесены к защитным.

В породном составе лесов области (по площади) доминируют мягколиственные породы, на долю которых приходится 53,0% покрытых лесной растительностью земель, хвойные занимают 45,1%, твердолиственные — 1,9%. 3емли государственного лесного фонда, находящиеся в ведении Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москва, занимают площадь 2017,6 тыс. га, в том числе покрытые лесной растительностью — 1831,9 га; лесистость составляет — 44,2%. Нелесные земли занимают 116,0 тыс. га территории и включают в себя пашни — 0,95 тыс. га, сенокосы — 8,47 тыс. га, пастбища — 0,99 тыс. га, водоемы — 6,62 тыс. га, сады — 0,03 тыс. га, дороги и просеки — 21,19 тыс. га, усадьбы — 11,8 тыс. га, болота — 31,8 тыс. га и прочие земли — 34,12 тыс. га. Средний возраст насаждений составляет 49 лет, в т.ч. хвойных — 49 лет, твердолиственных — 54 года, мягколиственных — 44.

Кроме того в состав Московской области входят земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ) федерального значения: Национальный парк «Лосиный остров» с общей площадью лесного фонда 11505 га, «Приокско-Террасный государственный природный биосферный заповедник» площадью 4945 га, Государственный комплекс «Завидово» площадью 125 тыс. га, в том числе земли обороны и безопасности: Московское лесничество Министерства обороны России — филиал ФГУ «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны РФ» площадью 75,6 тыс. га, Костеревское лесничество Министерства обороны России — филиал ФГУ «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны РФ» площадью 57 146 га.

В среднем на территории Московской области пожароопасный сезон начинается в середине апреля и заканчивается в октябре.

 

  1. Анализ пожароопасного периода 2017 года

 

Всего с начала пожароопасного периода 2017 года на территории Московской области возникло 67 очагов природных пожаров (АППГ — 154 очага) на общей площади 128,76 га (АППГ — 55,1557 га) из них:

лесных — 60, на площади 126,19 га;

54 — на землях Лесного фонда на общей площади 121,33 га;

6 — на землях Московского военного лесничества на общей площади 4,86 га.

Итого площадь лесных пожаров на территории военных лесничеств 4,86 га.

торфяных — 7, на площади 2,57 га.

Анализ роста возникновения очагов природных пожаров в муниципальных образованиях:

 

Районы Лесные Торфяные
Количество Площадь Количество Площадь
1. г.о. Балашиха 4 4,66    
2. Дмитровский        
3. Воскресенский 7 5,83    
4. Волоколамский        
5. Егорьевский        
6. Зарайский 1 0,5    
7. Клинский 1 0,15    
8. Коломенский        
9. Красногорский 1 0,95    
10. г.о. Люберцы 1 0,03    
11. г.о. Красноармейск 1 0,4    
12. Луховицкий 16 103,98    
13. Лотошино        
14. Ногинский 7 3,59    
15. Одинцовский        
16. Орехово-Зуевский 5 0,91    
17. Павлово-Посадский 1 0,9    
18. г.о. Подольский        
19. Пушкинский        
20. Раменский        
21. г.о. Рошаль 2 0,7    
22. Сергиево-Посадский        
23. Серпуховский 1 0,6    
24. Солнечногорский        
25. Ступинский        
26. Талдомский 1 0,1    
27. Чеховский        
28. Шатурский 7 2,13 7 2,57
29. Шаховской        
30. Щелковский 4 1,01    
31. Рузский        
32. Озерский        
33. г.о. Электрогорск 1 0,15    
34. Наро-Фоминский        
35. Балашихинский        
36. Люберецкий        
37. Можайский        
38. г.о. Лобня        
  ВСЕГО 60 126,19 7 2,57

 

 

 

По данным филиала космического мониторинга ФГБУ НЦУКС «ВОЛОГДА» термических точек не обнаружено.

Всего с начала 2017 года на территории Московской области обнаружено 105 термические точки, из которых: 53 – подтвердились, 52 – не подтвердились.

Таблица 2.

Сведения по классам природной пожарной опасности
на территории Московской области

Сведения о природной пожарной опасности
№ п/п Наименование лесничества Площадь, га Средний класс природной пожарной опасности
Общая по классам природной пожарной опасности
I II III IV V
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Бородинское 128706 596 19946 83521 24426 217 III
2 Виноградовское 72188 9283 20172 29992 12134 627 III
3 Волоколамское 148197 0 17835 94268 35615 479 III
4 Дмитровское 118436 6973 14344 78513 17642 964 III
5 Егорьевское 111514 346 26153 57440 27013 562 III
6 Звенигородское 107449 1415 9875 66417 29742 0 III
7 Истринское 103897 1513 22998 59105 20254 27 III
8 Клинское 164633 8970 63405 74058 17 798 402 III
9 Орехово-Зуевское 96835 656 41448 46958 7773 0 III
10 Луховицкое 63745 87 9869 13404 27988 12397 III
11 Наро-Фоминское 90130 1138 14789 50283,3 23657,92 262 III
12 Ногинское 75182 10908 32525 24229 7514 6 III
13 Подольское 90699 758 7314 43043 39136 448 III
14 Ступинское 114607 50 5408 42759 63981 2409 III
15 Талдомское 79680 986 11205 33702 33302 485 III
16 Сергиево- Посадское 103681 1480 17980 48028 36193 0 III
17 «Русский лес» 71394 1713 7667 27846 32520 1648 III
18 Московское учебно — опытное 63259 2650 10433 27487 22290 399 III
19 Шатурское 136647 951 32808 64207 38228 453 III
20 Итого по землям лесного фонда 1940879 50473 386154 965260 517206,9 21785 III
21 ФГБУ «Приокско-

Террасный

государственный

природный

биосферный

заповедник»

4960 «-» 256 3384 1250 70 III
22 ФГБУ

«Национальный парк «Лосиный остров»

8 428 «-» 107 2353 5 628 340 III
23 Завидовское лесничество «-» 3248 40181 37904 10287 91620 III
24 Итого по землям ООПТ 13 388 3248 40544 43641 17 165 92030 III
25 Московское

лесничество Министерства

обороны

57843 4 2764 28219 26856 «-» III
26 Костеревское

лесничество

Министерства

обороны

Российской

Федерации

33362 67 3556 14491 13149 2099 III
27 Итого по землям 91205 71 6320 42710 40005 2099 III
28 Итого по Московской

области

2 045 472 53792 433018 1051611 574 377 115914 III

 

  1. Метеорологические данные (апрель — сентябрь) 2018 года

 

Анализ климатических данных и прогностических разработок НИУ РОСГИДРОМЕТА (Гидрометцентр России, ГГО им. А.И. Воейкова, ААНИИ, ДВНИГМИ), выполненный в Гидрометцентре России, позволяет с вероятностью 69-72% сделать вывод, что на большей части территории России в апреле-сентябре 2018 г. ожидается температурный режим, близкий к средним многолетним значениям.

 

 

Таблица 3.

Нормы средней месячной температуры (0С)

Центральный федеральный округ
  апрель май июнь июль август сентябрь
Москва 5.8 13.1 16.6 18.2 16.4 11.0

 

 

Таблица 4.

Нормы месячных сумм осадков (мм)

Центральный федеральный округ
  апрель май июнь июль август сентябрь
Москва 44 51 75 94 77 65

 

 

  1. Прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных

природными пожарами в 2018 году.

 

Основными факторами, предопределяющими динамику и итог пожароопасного сезона, являются:

— уровень увлажненности территории на начало сезона и объемы снегозапасов (оценки относительно среднемноголетних параметров);

— предполагаемое распределение периодов наибольшей пожарной опасности (вероятностные аномалии ежемесячных температур и осадков);

— многолетний характер и динамика горимости территорий;

— оценка уровней антропогенной нагрузки (большинство пожаров обусловлено антропогенным фактором); пики пожароопасных сезонов, как правило, совпадают с периодами интенсивных сельскохозяйственных работ и массовым выездом туристических групп.

Вторая декада марта характеризовалась преимущественно холодной с незначительными осадками погодой. В период 10-15 и 19-20 марта среднесуточная температура воздуха была ниже климатической нормы на 1-4 градуса, лишь 17-18 марта ниже нормы на 11-12 градусов. Максимальная температура воздуха повышалась до +3…+5°С, минимальная опускалась до
-28…-19°С. Среднедекадная температура воздуха составила -8…-5˚С, что на 3-5 градусов ниже нормы. Максимальная скорость ветра с учетом порывов достигала 9-14 м/с. Осадки наблюдались преимущественно в виде дождя, ледяного дождя, снега и мокрого снега и распределялись неравномерно по территории региона. Число дней с существенными осадками (1 мм и более) составило от 1 до 3 дней. По данным метеорологических станций суточный максимум осадков колебался от 2 мм (Волоколамск, Серпухов) до 8 мм (Загорск, Солнечногорск). Количество выпавших осадков за декаду составило от 3 мм (Волоколамск, Серпухов) – 30-39% декадной нормы, до 10 мм (Дмитров, Загорск) – 98-114%. В начале декады под воздействием положительных дневных температур, местами произошло уменьшение и уплотнение снежного покрова. По данным снегомерных съемок высота снежного покрова 20 марта составила 39-53 см, при норме 19-31 см. На конец декады граница мерзлого слоя почвы проходила на глубине 1-31 см. Наибольшее промерзание наблюдается в Павлово-Посадском районе. Во второй декаде марта условия для перезимовки озимых культур и многолетних сеяных трав оставались удовлетворительными, местами сложными. На отдельных полях Московской области сохраняется притертая ледяная корка толщиной 2-16 мм. Зимовка озимых культур на полях с высоким снежным покровом проходит при повышенном температурном режиме почвы на глубине залегания узла кущения (-0..-1˚С), и слабом промерзании почвы. При таких условиях растения увеличивают расход питательных веществ на дыхание, что ухудшает их состояние и создаются предпосылки к их выпреванию.

Наличие на территории области лесных массивов, торфополей и дачных садоводческих объединений граждан, главным образом в восточных Мещерских районах области (Орехово-Зуевский, Ногинский, Шатурский, Егорьевский), обуславливает возникновение лесоторфяных пожаров.

Процесс развития лесоторфяных пожаров существенно зависит от погодных условий. Начало (среднегодовое) лесоторфяных пожаров – третья декада апреля. Однако, на территории Московской области есть традиционно опасные районы, пожарный сезон в которых каждый год бывает напряженным.

Основные весенние пожары прогнозируется с конца апреля, преимущественно в восточных районах (Шатурский, Орехово-Зуевский, Егорьевский, Ногинский, Павлово Посадский, Воскресенский районы), которые относятся к Шатурской зоне, характеризующейся тем, что она занимает юго-восточную часть Московской области. Основными источниками воздействия на окружающую среду является сельское хозяйство и торфоразработки.

Летняя волна пожарной активности в июне-августе пройдет по всей территории Московской области (на севере – Талдомский, Дмитровский, Клинский районы, на западе – Можайский район, на юге – Серпуховской, Луховицкий районы, на востоке – Шатурский, Орехово-Зуевский, Егорьевский, Ногинский, Павлово Посадский, Воскресенский районы).

Достаточно высока вероятность развития торфяных (преимущественно Орехово-Зуевский, Сергиево-Посадский, Шатурский  район) и лесоторфяных (преимущественно Воскресенский и Клинский муниципальные районы пожаров в Московской области в августе – сентябре, чему способствует свертывание профилактических мероприятий на объектах торфодобывающей отрасли, а так же активизация посещения лесов (грибниками, охотниками, сборщиками ягод) и неконтролируемое сжигание сухой травы и бытового мусора детьми и жителями садово-огородных участков.

С учетом многолетних наблюдений в зоны природных пожаров на территории Московской области, по предварительным прогнозам, могут попасть:

Населенных пунктов – 731, в 15 муниципальных районах и 35 городских округах.

Вместе с тем, количество населенных пунктов, СНТ и объектов указанной категории может измениться, ввиду проведения в настоящее время в ряде Администраций муниципальных образований согласования соответствующих перечней.

По предварительным данным начало пожароопасного периода в 2018 году прогнозируется в сроки близкие к среднемноголетним — 1 декада мая.

Более достоверная оценка пожароопасности в 2018 году может быть дана не ранее конца апреля (с уточнением на последующие месяцы) на основании Росгидромета об основных составляющих водного баланса на завершение снеготаяния, и предположительного метеорологического прогноза температурного и осадочного режимов.

 

  1. Превентивные мероприятия, направленные на снижение вероятности возникновения ЧС и смягчения их последствий

 

В целях предупреждения лесных и торфяных пожаров на территории Московской области в 2018 г.:

Органам местного самоуправления муниципальных образований

  • организовать работу по устройству противопожарных барьеров, разрывов вокруг коллективных садов, лесных поселков и населенных пунктов;
  • рассмотреть и согласовать разработанные лесничествами с учетом лесопользователей и торфопредприятий планы тушения лесных пожаров на землях лесного фонда Московской области;
  • утвердить план мероприятий по профилактике возникновения пожаров в лесах на землях поселений и населенных пунктов с определением исполнителей работ по тушению лесных и торфяных пожаров;
  • организовать дежурство должностных лиц поселковых (сельских) администраций и объектов экономики, наделив их полномочиями по вопросам привлечения сил и средств, для ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечить средствами связи, транспортом;
  • информировать население о принятых решениях по ограничению, запрету на посещение гражданами лесных массивов.

Главному управлению региональной безопасности Московской области организовать мониторинг выполнения мероприятий по подготовке к пожароопасному периоду муниципальными образованиями.

Государственной компании «Российские автомобильные дороги»: обеспечить очистку полос отвода автомобильных дорог от горючих материалов.

— Московской железной дороге – филиалу ОАО «Российские железные дороги»

1) обеспечить очистку придорожных полос железной дороги от горючих материалов, устройство минерализованных полос и уход за ними;

2) незамедлительно принимать меры по тушению загораний в полосе отвода железной дороги.

Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, использующим лесные участки с целью заготовки древесины, а также осуществляющим другие виды использования лесных участков:

1) разработать и утвердить по согласованию с лесничествами планы противопожарных мероприятий, обеспечить их выполнение в установленные сроки, укомплектовать пункты противопожарного инвентаря;

2) организовать механизированные отряды и укомплектовать их противопожарной техникой и оборудованием;

3) создать противопожарные барьеры вокруг производственных и иных объектов;

4) провести полную очистку лесосек, полос отвода автомобильных дорог, придорожных полос вдоль узкоколейных железных дорог и железных дорог широкой колеи от порубочных остатков и горючих материалов;

5) в местах проведения культурно-массовых и других мероприятий иметь средства пожаротушения, а также содержать указанные средства в готовности, обеспечивающей их немедленное использование.

 

  1. Порядок действий по недопущению выжигания сухой растительности.

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 года №1213. установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, в полосах отвода автомобильных дорог и полосах отвода и охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов.

 

При использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков:

— не допускать выжигания сухой растительности, соблюдать установленные действующим законодательством требования пожарной безопасности, экологических, санитарно-гигиенических правил и нормативов;

— в случае обнаружения очагов возгорания сухой растительности незамедлительно информировать органы местного самоуправления, обеспечить мероприятия по тушению пожара и предотвращению распространения очага возгорания, в том числе опашку места возгорания;

— принимать меры по обеспечению надлежащей охраны используемых земель для исключения несанкционированного поджога сухой растительности или случайного возгорания, вызванного климатическими факторами;

— регулярно проводить предусмотренные действующим законодательством противопожарные мероприятия, в том числе создавать защитные противопожарные полосы, своевременно уничтожать пожнивные остатки безогневыми способами, обеспечивать наличие первичных средств пожаротушения и охрану земельных участков от поджога, размещать информационные стенды о запрете выжигания сухой растительности.

Главам муниципальных образований рекомендовано:

— организовать работу по уничтожению сухой растительности безогневыми способами;

— организовать проведение мероприятий по мониторингу случаев выжигания сухой растительности на территории муниципального образования;

— определить порядок утилизации сухой растительности с использованием технологий, позволяющих избежать выжигания и предусматривающих вторичное использование растительных и послеуборочных остатков;

— обеспечить информирование населения и хозяйствующих субъектов о запрете выжигания сухой растительности. Организовать «горячую линию» по приему от населения информации о выжигании сухой растительности;

— в пожароопасный период создавать мобильные группы патрулирования с привлечением в установленном порядке сотрудников органов внутренних дел, казачьих дружин для оперативного выявления фактов сжигания сухой растительности и информирования должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение порядка выжигания сухой растительности;

— в пожароопасный период ежемесячно проводить совещания по вопросам противодействия выжиганию сухой растительности и организации работы должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных нарушениях.

 

  1. Организация противопожарной профилактики в лесах.

 

Противопожарная профилактика в лесах предусматривает проведение комплекса мероприятий, направленных на предупреждение возникновения лесных пожаров, ограничение их распространения и создание условий для обеспечения успешной борьбы с ними. Мероприятия по противопожарному устройству лесов проводятся на основе планов, составленных при лесоустройстве.

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:

— строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;

— прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;

— строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

— устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;

— проведение работ по гидромелиорации;

— снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий;

— проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;

иные меры:

— прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление;

— эксплуатация пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения;

— благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах;

— установка и эксплуатация шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности;

— создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек;

— установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах.